образовательный модуль
Для педагогов
обучающая программа для педагогов общеобразовательных учреждений, презентующая основные формы работы с детской аудиторией по распространению идей добровольчества и гражданской активности, а также по развитию детских компетенций благодаря участию в добровольческой деятельности
Курс содержит теоретическую информацию от экспертов, успешные примеры и методики, задания для выполнения. Этот курс тесно связан с курсом «Академия добрологии для школьников» и таким же курсом для руководителей волонтерских центров. Он дает возможную схему работы и методические рекомендации. Курс предлагает вам вместе поддержать ребят из вашей школы в выполнении Миссий и создании школьного волонтерского отряда.
Уроки:
Ролик №1
«Добровольческое движение в школе. Вопросы и ответы»
Ролик №2
«Мотивация, наставничество и кураторство»
Ролик №3
«Создание школьного волонтерского отряда»,
Ролик №4
«Текущая деятельность волонтерского отряда »
Ролик №5
«Создание и реализация социальной акции или проекта »
Как это происходит: вы смотрите ролик, выполняете свои задания, общаетесь с детьми, поддерживаете их инициативу и что-то доносите сами, вместе с ними организуете школьный волонтерский отряд или развиваете школьное добровольческое движение. Вас сопровождают эксперты, а также Добрыня персонаж, который много общается с детьми, неизменный помощник в курсе «Академия добрологии для школьников». Задания можно выполнять несколько раз, одному или с командой.
Урок №1
«Добровольческое движение в школе. Вопросы и ответы»
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) — это широкий круг деятельности, включая взаимопомощь, и предоставление услуг, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность безвозмездно.

Содержание урока:
Что такое добровольчество?
Зачем это школьникам?
Почему люди становятся волонтерами?
Зачем это школе?
Что даст школьное добровольчество в целом добровольческому движению?
Зачем это государству?
В курсе «Академия Добрологии для школьников» вы найдете не только четкие инструкции и задания для ребят, но и примеры работы с нашей группой волонтеров, как визуальный пример, вопросы для игр, планы подготовки и объяснение многих понятий.

От вас потребуется желание и время, на то, чтобы посмотреть вместе с ребятами ролики Академии для школьников, а потом обсудить с ними задания и поддерживать их в выполнении. Возможно этих встреч будет несколько и ребята будут выполнять задания довольно быстрыми темпами, а может быть и наоборот. Мы не просим ват полностью взять на себя процесс, но быть чуткими и ориентировать ребят, отвечать на их запросы, а где-то и задавать прямые продвигающие процесс вопросы. От вас потребуется взять на себя большую часть переговоров с администрацией школы, руководителями волонтерских центров, представителями Некоммерческих организаций СМИ и Вузов.

Выполняя каждую миссию и выкладывая результаты в соц сетях ребята будут бороться за звание лучшего отряда среди участников со всей страны, что делает это соревнование еще более престижным



Домашнее задание:
1.Ответьте на следующие вопросы о создание добровольческого движения в вашей школе, даже если у вас уже есть волонтерский отряд:
- 5 причин, почему для меня это важно
- кто те люди, на которых я могу опереться в этой деятельности, напишите конкретные фамилии
- чего я опасаюсь и как это можно преодолеть
2.Посмотрите 5 роликов «Академия Добрологии для школьников»
В следующих роликах вы найдете ответы на такие вопросы:
Как рассказать о волонтерстве и вовлечь учащихся, как мотивировать и поддерживать интерес,
Как создать волонтерский отряд, с чего начать и какая текущая деятельность вас ждет.
Как создать поддерживающую среду для вашего школьного объединения, как разрабатывать и оценивать проводимые акции.

Урок №2
«Мотивация, наставничество и кураторство»
Это практический курс, состоящий из 5 роликов. Поэтому он содержит теоретическую информацию от экспертов, успешные примеры и методики, задания для выполнения. Вы можете использовать их, как методический инструмент для создания волонтерских отрядов в вашей школе вместе с детьми.

Как это происходит: вы смотрите ролик, выполняете задание, и поддерживаете ребят в выполнении их Миссий. Причем задания первых трех Миссий, в обучающих роликах для школьников, могут проводиться как на уровне вашего класса, так и на уровне школы. Они позволяют организовать соревнования в параллелях и обще школьные игры и турниры, и вместе с тем познакомить и погрузить школьников в тему волонтерства. Любой масштаб, за который вы возьметесь с душой, принесет свои результаты.


Миссия №1
Сделайте несколько простых шагов:

  1. Выпишите последовательность действий ведущих с учебной группой волонтеров
  2. Посмотрите вместе с вашими ребтами обучающий ролик, миссиия №1
  3. Поговорите про социальные проблемы, которые они видят и знают. Запишите их.
  4. Предположите пути решения.
  5. Разделитесь на группы или работайте в одной группе. Пусть группа сама выберет себе тему для социального ролика, в котором будет и описание проблемы и предложение по решению.
  6. Решите вместе с ребятами, когда пройдет ваш конкурс и какого масштаба он будет. Отметьте другие промежуточные даты. По большому счету сдесь вы уже прикасаетесь с ними к теме проетирования, особено если будете привлекать к учатию в конкурсе вашу праллель или всю школу.
  7. Распределите ответственности, большую часть возьмите на себя, в том числе и консультации по роликам. На этом этапе им очень понадобится ваша поддержка для достижения результата.
  8. Привлеките ресурсы на ваше усмотрение для реализации этой Миссии
  9. Проведите конкурс.
  10. Определите победителей в номинациях. Здесь не нужно выделять первые или вторые и тд места, гдавное, это выполнение задания.
  11. Поблагодарите и похвалите ребят за участие, выделите моменты, которые вам особенно запомнились и понавились при подготовке, относящиеся к групповым процессам,перекиньте "мостик" на следующую Миссиию и преходите к Мисии 2

Как понять, что участники не замотивированы на волонтёрскую деятельность?
Несколько примеров:
Активно откликаются на ваши предложения
Приходят на встречи
Берут ответственность и в целом выполняют ее
Обсуждают дело между собой не зависимо от общих встреч
И т.д.

Как понять, что участники не хотят участвовать в волонтеркой деятельности?
Вяло и вовсе не откликаются на ваши предложения
Не приходят на встречи или приходят с очень большим опозданием
Не берут на себя ответственность или долго перебрасывают друг другу, ожидая, что вы назначите и
сами распределите ответственности
Не выполняют обещания, саботируют, затягивают
Обсуждают между собой не дело, а вас или процесс ваших встреч
И т.д.
Миссия №2
Сделайте несколько простых шагов:

  1. Выпишите последовательность действий ведущих
  2. Посмотрите вместе с вашими ребтами обучающий ролик, миссиия №2
  3. Вспомните социальные проблемы, которые вы обсуждали и выделите в них целевые группы.
  4. Разделитесь на группы или работайте в одной группе. Пусть каждая группа выберет себе любой вопрос для проработки целевой группы.
  5. Соедините все наработки в один образ целевой группы, обсудите, что узнали нового, что стало понятным и про какую группу, хочется узнать больше.
  6. Расскажите ребятам что значит некоммерческие организации и волонтерские центры.
  7. Наметьте интерсные места для посещения вместе с ребятами, куда им хочется пойти для изучения той или иной целевой группы.
  8. Если возраст ваших участников позволяет, распределите кто какие ресурсы ищет. Пусть ребята тоже создадут такие договоренности через родителей, знакомых, интернет.
  9. Договоритесь с представителями некоммерческих организаций и волонтерского центра о встрече, попросите из рассказать о себе, своих проектах и особенно о своих целевых группах. Как они помогают и есть ли в их сфере неправильная помощь. Возможно на этом этапе вам предложат присоединиться к какой-то акции. И это тоже хороший вариант погружения в тему.
  10. После посещения разделитесь на группы и пусть каждая группа распишет свою целевую аудиторию по уже известным вам вопросам и выложит это в сеть.
  11. Обсудите результаты.
  12. Поблагодарите и похвалите ребят за участие, выделите моменты, которые вам особенно запомнились и понавились при подготовке, относящиеся к групповым процессам,перекиньте "мостик" на следующую Миссиию и преходите к Мисии 3

Закончив Миссию 1 и 2, у вас уже есть немалый багаж и знания у ребят, но пока мы только подошли к миссии которая вся объясняет.

Курс для школьников построен так, что интерес к волонтерству формируется изнутри, когда ребята погружаются в понимание ситуации, откликаются, расширяют свои представления о добровольчестве.

А Миссия №3 как раз призвана завершить это погружение и подготовить ребят к созданию волонтерского отряда на базе своей школы или класса.

Миссия №3
Сделайте несколько простых шагов:

  1. Выпишите последовательность действий ведущих в миссии
  2. Посмотрите вместе с вашими ребтами обучающий ролик, миссиия №3
  3. Пусть ребята обязательно проверят себя по контрольным вопросам, которые для них сформулированы в ролике.
  4. Разделитесь на группы и сформулируйте задание по подготовку к интеллектуальной игре. Пусть каждая группа расскажет вам, как будет готовиться. Кто будет составлять вопросы, как и когда. Кто будет придумывать творческое задание, Кто будет просто готовиться и читать материал в более широком смысле. Или они будут делать это вместе.
  5. Договоритесь о сроках подготовки, масштабе и времени проведения игры, возможно эта игра выйдет за рамки вашего класса, и станет турниром вашей параллели или школы, а может быть вы привлечете команду родителей.
  6. Выпишите схему игры. Если хотите измените ее, сохранив основной рисунок, добавьте что-то свое, то что вы методически наработали с годами, с вашими нароботками это будет уникальная игра.
  7. Предложите ребятам создать орг. Комитет игры вместе с вами, обозначьте текущие задачи и распределите отвественных.
  8. Проведите игру. Определите победителя.
  9. Обсудитекак это было для них. Подготовка, знания, которые остались и были наиболее интерсными. Пусть каждый участник выделит для себя то что у него уже есть на данный момент из личных качеств и навыков, чтобы стать волонтером, и в чем нужно тренироваться. Если хотите составьте, в любой форме, карту навыков и личных качеств вашего класса или команды, которые нужно развивать.
  10. Поблагодарите и похвалите ребят за участие, выделите моменты, которые вам особенно запомнились и понавились при подготовке, относящиеся к групповым процессам, перекиньте "мостик" на следующую Миссиию и преходите к Мисии 3

Создание образа волонтера:

от чего зависит образ волонтера?
на что обратить внимание?
какой образ поддерживать?
как правильно влиять на формирование образа волонтера?
Виды волонтерской деятельности:

  1. Социальное волонтерство
  2. Спортивное волонтерство
  3. Культурное волонтерство
  4. Экологическое волонтерство
  5. Донорство
  6. Событийное волонтерство
  7. Корпоративное волонтерство
  8. Волонтеры общественной безопасности
  9. Медиа-волонтерство

В этом видео вы узнали:

Четкие методические рекомендации для реализации обучающей программы «Академия Добрологии» для школьников
Про личность и образ волонтера
Мотивацию и проблематизацию помощи
Как нужно, и как не нужно помогать

Домашнее задание:
Ответьте на наши вопросы

Как откликнулись дети на выполнение миссий?
Что вынесли для себя при выполнении?
Что было самым интересным для них и для меня?
Что я добавил(а) от себя лично в программу?
Что буду использовать дальше?
Урок №3
«Создание школьного волонтерского отряда»
Содержание урока:

Технология создания школьного волонтерского отряда
Как создать школьный волонтёрский отряд? Какие бывают волонтёрские отряды?
Нормативные документы для создания волонтерского отряда
Правовое регулирование школьного волонтерского отряда: устав, статус, основы участия невовершеннолетних, взаимодействие с партнерами
Как волонтёрский отряд взаимодействует с другими детскими объединениями образовательной организации? В чем их совместная деятельность и польза?
Создание поддерживающей среды для волонтерского отряда: как создавать поддерживающую среду, какие есть формы партнерства с НКО, СМИ, ВУЗами, другими волонтерскими центрами
Как выстроить партнёрские отношения с волонтёрскими центрами ВУЗов: Система наставничества
Как выстроить партнёрские отношения с НКО? Модели взаимодействия и успешные примеры.
Как выстроить партнёрские отношения со СМИ: информационное сопровождение деятельности волонтёрского отряда. Модели взаимодействия.
Источники финансирования школьного волонтерского отряда
Участие школьников в тематических добровольческих акциях (ЗОЖ, сохранение памятников культуры, помощь животным и защита окружающей среды, помощь пожилым, интернет-добровольчество и др. ), механизмы вовлечения, правовые основы.
Для чего нужна личная книжка волонтера школьнику?

Миссия №4
Сделайте несколько простых шагов:

  1. Выпишите последовательность действий ведущих в мисии
  2. Посмотрите вместе с вашими ребятами обучающий ролик, миссиия №4
  3. Обсудите, что значит для них Волонтёрский отряд, как они понимают, что именно входит в деятельность волонтерского отряда, что от них потребуется. Эта информация есть в ролике.
  4. Обсудите их намерения и желания по созданию волонтерского отряда и выполнении миссии №4. Если прямо сейчас ребята не хотят это делать, вы можете оставить этот вопрос на будущее, а до этого момента принять участие с ребятами в акции ближайшего волонтерского центра или другого школьного отряда.
  5. Если вы приняли решение создать школьный волонтерский отряд. Выполните задание миссии №4 по предварительному обсуждению желаемого волонтерского отряда
  6. Придумайте вместе с участниками, где и как они будут рассказывать о своем намерении создать волонтерский отряд и кого будут приглашать.
  7. Составьте план первой встречи, Определите дату. Возможно участники дополнят информацию из ролика своими идеями. Распределите ответсвенности, кто что готовит. Обратите особое внимание на кодекс и упражнения на знакомства, возможно здесь понадобится ваша поддержка.
  8. Поддержите ребят в проведении этой кампании и первой встречи волонтерского отряда.
  9. У первой встречи волонтерского отряда есть очень конкретные результаты, поддержите ребят в их достижении

В этом уроке вы узнали:

как создать школьный волонтерский отряд?
как выстраивать поддерживающие отношения с партнерами?
на какие источники финансирования стоит обратить снимание?
схему взаимодействия с участниками по выполнению Миссии №4
Домашнее задание:
1. Ответьте на наши вопросы:
Как откликнулись дети на идею создания волонтерского отряда?
Что было самым интересным для них и для меня в Миссии №4?
Что я добавил(а) от себя лично в подготовительный этап и первую встречу волонтерского отряда?
Что буду использовать дальше?

2. Подготовьте образцы нормативных документов для организации волонтерского отряда в школе.

3. Вместе с ребятами создайте положение о волонтерском отряде, в котором есть устав, права и ответственности волонтера, понятия и ценности, внутренний кодекс отряда.

4.Обсудите с вашим руководителем возможность создания волонтерского отряда
Урок №4
«Текущая деятельность волонтёрского отряда»
Давайте начнем с определения направлений вашей текущей деятельности, они тесно переплетены и могут классифицироваться по-другому, но для общего понимания остановимся на такой градации:

Внутренняя деятельность:

  1. Руководство волонтерским отрядом и координирование действий, как внутри отряда, так и на мероприятиях партнеров, в которых участвуют представители отряда
  2. Проведение набора и отбора участников волонтерского отряда
  3. Разработка системного плана развития и направлений работы волонтерского отряда в вашей школе
  4. Разработка системы мотивации и поощрения волонтеров
  5. Принятие кодекса и доработка элементов имиджа волонтерского отряда
  6. Сотавление календарных планов, распределение ответственностей внутри отряда, создание проектных команд
  7. Проведение командных втреч
  8. Создание и развитие отряда, как команды
  9. Обучение участников, развитие личных качеств и компетенций волонтеров
  10. Разработка и реализация социальных акций, проектов и других мероприятий, как внутришкольных, так и за пределами школы, которые будут являться результатвми работы вашего волонтерского отряда
  11. Разработка системы оценки результатов деятельности волонтерского отряда
  12. Юридические и правовые аспекты деятельности волонтерского отряда
  13. Составление отчетов о деятельности волонтерского отряда
  14. Взаимодействие с администрацией школы и родителями
  15. Взаимодействие с личной книжкой волонтерра

Внешняя деятельность

  1. Поиск и работа с партнерами, развитие внешних комуникаций
  2. Работа по созданию или поддержанию интернет ресурса для решения как внутренних, так и внешних задач

Создание волонтерского отряда как команды:
  1. Определите цель и ваши задачи как организаторов, опишите ваших волонтеров как целевую аудиторию, с набором компетенций и особенностей.
  2. Напишите критерии первичного набора и отбора участников, сделайте их максимально понятными и прозрачными
  3. Распишите программу подготовки команды, учтите как командообразующие мероприятия так и работу с навыками и умениями волонтеров, подойдут такие форматы как тренинги, матер-классы, деловые и ролевые игры, решение кейсов и квесты, упражнения на знакомство и стратегические задания, где нужно работать с собственными стереотипами, инструктаж команды. Участвовать в таких тренингах могут все, кто прошел первичный набор и отбор, но по результатам этой программы вы можете выбирать команду на внешние мероприятия, с формировать проектные группы, распределить вместе с участниками ответственности в мероприятиях или текущей деятельности, например, выбрать секретаря, пресс службу, командира или ответственного за проведения отрядных встреч
  4. Работа команды на мероприятиях или в текущей деятельности отряда. Здесь можно использовать индивидуальный подход, Контроль, поощрение,
5. Разработайте систему мотивации, которая будет на всем протяжении работы отряда поддерживать вашу деятельность и обеспечивать стабильный приход в ваш отряд новых участников. Благодарите, это самое важное.
В этом уроке вы узнали:

  • Что вас ждет в текущей деятельности вашего отряда
  • Как создавать информацию команду
  • как выстраивать поддерживающие отношения с партнерами
  • как оценить вашу деятельность и какими компетенциями нужно обладать
  • какую информацию размещать в интернете

Домашнее задание:
1. Ответьте на наши вопросы
• Что было самым интересным для них в этом ролике
• Что я добавил(а) от себя лично в текущую деятельность волонтерского отряда
• Что буду использовать дальше
2. Разработайте или оформите план развития вашего волонтерского отряда, а также систему мотивации и поощрений
3. Разработайте критерии оценки деятельности вашего отряда и отбора участников
4. Если кодекс и имидж отряда все еще требует доработки, сделайте это вместе с ребятами

Урок №5
«Создание и реализация социальной акции или проекта»
  1. Выпишите последовательность действий ведущих в миссии
  2. Посмотрите вместе с вашими ребятами обучающий ролик, миссиия №5
  3. Обсудите, что значит для них социальная акция, постарайтесь привести примеры разномасштабных акций.
  4. Поговорите о том, о чем они мечтают, когда говорят от проведении социальной акции, возможно их мечты совпадут с вашими и станут основой ваших проектов.
  5. Вспомните тот момент, когда ребята в Миссии №1 работали с обозначением проблем в своем городе, воспользуйтесь эти для понимания какую социальную проблему или проблемы они выделяли, воспользуйтесь этим при постановке проблемы, которую они готовы помочь решить
  6. Сформулируйте вместе с ними цель, ее критерии тоже написаны в миссии №5
  7. Придумайте несколько Проектных идей, а потом выберете с ребятами одну и опишите ее по известным вам критериям
  8. Составьте план и распределите роли
  9. Действуйте по плану и реализуйте свою социальную акцию
В этом уроке вы узнали:

  1. Схему подготовки к социальной акции вместе с детьми
  2. Примеры успешны и вдохновляющих проектов
  3. Как сформулировать цель и вместе с детьми
  4. Что нужно для качественного проведения акции
Домашнее задание:
  1. Ответьте на наши вопросы
  • Как откликнулись дети на идею проведения социальной акции
  • Что было самым интересным для них и для меня в Миссии №5
  • Что я добавил(а) от себя лично в разработку социальной акции
  • Что буду использовать дальше

  1. Подготовьте вместе с ребятами презентацию, проведенной вами социальной акции и отправьте ее по хежтегу #ДобрыняМиссия 5
  2. Подготовьте отчет о деятельности волонтерского центра за истекший период работы
  3. Поблагодарите, в соответствии с вашей системой поощрений, участников социальной акции

Made on
Tilda