образовательный модуль
Для добровольцев
обучающая программа для волонтёров, руководителей и специалистов волонтерских центров, презентующая основные приёмы в работе с детской аудиторией, а также механизмы проведения добровольческих акций с детьми и педагогами общеобразовательных учреждений
Курс содержит теоретическую информацию от экспертов, успешные примеры и методики, неожиданные задания для выполнения. Он тесно связан с курсом «Мотивация через действие. Миссия волонтер» для школьников и таким же курсом для педагогов школ. Некоторые задания курсов пересекаются. Вы можете использовать их, как методический инструмент для создания волонтерских отрядов в школах вашего региона. А можете, просто почерпнуть необходимые знания и практические навыки. В любом случае, это поможет вам вырасти личностно и профессионально.
Уроки:
Ролик №1
«Особенности целевой группы. От 7 до 17 лет»
Ролик №2
«Приемы и формы работы с целевой группой. Мотивация действием»
Ролик №3
«Мотивация, наставничество, кураторство»
Ролик №4
«Юридические аспекты работы с детьми. Создание волонтерского отряда»
Ролик №5
«Обзор успешных практик добровольчества»
Как это происходит: вы смотрите ролик, выполняете задание, общайтесь с педагогами и учащимися, создаете партнерские отношения со школой, тренируйтесь, развиваетесь. Вас сопровождают эксперты, а также Добрыня персонаж волонтерского движения и неизменный помощник в курсе «Мотивация через действие. Миссия волонтер» для школьников. Задания можно выполнять несколько раз, одному или с командой.
Урок №1
«Добровольческое движение в школе. Вопросы и ответы»
Задание:
предлагаем вам выделить несколько целевых групп, возможно по возрасту, с которыми вы бы хотели в школе. Например, учащиеся пятых классов, возраст 11 лет. Возможно критерий выделения целевой группы у вас будет свой. Например, только ребята из многодетных семей, не зависимо от класса обучения.
Затем на большом листе бумаги разберите каждую, из выбранных вами целевых групп, по следующим вопросам:
- В чем особенности вашей целевой аудитории? Какие они? Качества и ценности им присущи?
- Как они вас воспринимают? Когда они будут вам доверять?
- Какие есть препятствия во взаимодействии с вами?
- Что они получат от взаимодействия с вами, зачем им это нужно?
- В центре листа нарисуйте, пожалуйста, рисунок метафору вашей целевой аудитории

Примеры, методических материалов вы найдете в конце ролика.

Содержание урока:
Возрастная психология:
Этапы развития психики
Описание возрастов и кризисы
Биологические и социальные факторы влияющие на развитие
Методы работы с разными возрастами
В этом видео вы узнали:

О том, как будет построен курс и познакомились с Добрыней
Возрастные особенности учащихся
А также мнение педагога о современном школьнике

Домашнее задание:
1. Ответьте на следующие вопросы:
открытия этого ролика?
что показалось мне знакомым/ использую давно?
самая полезная информация?
что буду использовать на практике?

2. По данной выше схеме, опишите максимально подробно свои целевые группы, с которыми вы работаете или хотели бы работать в школе (постарайтесь выделить и описать максимальное количество таких групп)

3. Запишите по 10 мотивационных предложений (не лозунги) для каждой целевой группы, которые отвечают на вопрос «Зачем вам быть волонтерами?». Учтите, что ваши ответы/аргументы будут меняться не только в зависимости от возраста, но и с учетом региона, социального положения, ценностей.

Урок №2
«Приемы и формы работы с целевой группой. Мотивация действием»
Это практический курс, состоящий из 5 роликов. Поэтому он содержит теоретическую информацию от экспертов, успешные примеры и методики, задания для выполнения. Вы можете использовать их, как методический инструмент для создания волонтерских отрядов в школах вашего региона.

Как это происходит: вы смотрите ролик, выполняете задание, общайтесь с педагогами и учащимися, создаете партнерские отношения со школой
Мотивация
Мотивация, пожалуй самая интерсная тема в любой области взаимодействия людей.
А если эта область касается детского волонтерства, какой должна быть мотивация? Какие потребности, мотивы и цели актуализировать? На что опираться? Какие особенности учитывать?
У вас наверняка есть опыт и ответы на эти вопросы.
Мы задали нашим уважаемым экспертам следующий вопрос: как вы мотивируете и поощряете школьников волонтеров? А учащимся, почему ты стал волонтером?
Как понять, что участники не замотивированы на волонтёрскую деятельность?
Несколько примеров:
Активно откликаются на ваши предложения
Приходят на встречи
Берут ответственность и в целом выполняют ее
Обсуждают дело между собой не зависимо от общих встреч
И т.д.

Как понять, что участники не хотят участвовать в волонтеркой деятельности?
Вяло и вовсе не откликаются на ваши предложения
Не приходят на встречи или приходят с очень большим опозданием
Не берут на себя ответственность или долго перебрасывают друг другу, ожидая, что вы назначите и
сами распределите ответственности
Не выполняют обещания, саботируют, затягивают
Обсуждают между собой не дело, а вас или процесс ваших встреч
И т.д.
Рекомендации
  1. Обращайте внимание на установки и внутренние ограничения
  2. Отслеживайте настроение и действия ребят, иногда саботаж может сказать больше, чем открытое недовольство
  3. Работайте с установками учителей, от которых зависит развитие волонтерского движения в школе
  4. Коротко вернитесь к началу, знакомству, определению цели проекта или акции, пониманию волонтерства, обратите внимание на скрытый конфликт, перераспределите роли в команде или сделайте маленькое, но вдохновляющее дело, если чувствуете , что мотивация группы снижается
  5. Действуйте индивидуально, если это отдельные участники


Создание образа волонтера

от чего зависит образ волонтера?
на что обратить внимание?
какой образ поддерживать?
как правильно влиять на формирование образа волонтера?
В этом видео вы узнали:

про мотивацию и вовлечение в волонтерскую деятельность школьников
про то, почему теряется интерес к добровольчеству
про создание образа волонтера
как можно использовать формат шефства, наставничества и кураторства
Домашнее задание:
1. Ответьте на вопросы:
Открытия, которые я сделал после просмотра этого ролика
Что показалось мне знакомым или я использую давно
Самая полезная информация этого ролика
Что я буду использовать и дальше на практике

2. Напишите несколько эффективных на ваш взгляд действий или шагов, которые вы бы сделали, если бы столкнулись с негативными установками администрации школы. А так же несколько эффективных на ваш взгляд действий или шагов, которые вы бы сделали, если бы столкнулись с негативными мыслями учащихся, о происходящей у них в школе волонтерской деятельности.

3.Опишите образ того волонтера, которого вы бы хотели видеть в этой школе или во всех школах, с которыми сотрудничаете.

4.Помогите ребятам и педагогам из школы, с которой вы только начали работать, организовать и провести конкурс социальных роликов.

5. Познакомьте их с вашими целевыми группами, через посещение вашего волонтерского центра или некоммерческой организации вашего региона и выполнить Миссию 2

Урок №3
«Мотивация, наставничество, кураторство»
Для тренировки команды школьников под ваше мероприятие вам понадобится:
1. Определить портрет вашего волонтера, необходимого для того или иного мероприятия. 2. Провести подготовительную работу с директором и педагогами школы, первичный набор и отбор участников, необходимых для вашего мероприятия. Помните о том, что большинство подготовительных и обучающих мероприятий удобнее проводить на территории школы, постройте свою работу так, чтобы минимально влиять на учебный процесс и не большое количество времени заниматься с ребятами после школы. 3. При проведении переговоров со школой, заранее приготовить презентацию вашего центра и программу набора, отбора и тренировки команды, по возможности даты и количество участников. Будьте готовы к ответам на вопросы зачем и работе с возражением «нет времени» 4. Включите в отбор участников команды тренинги с элементами личностного роста, деловые и стратегические игры, где участники могут проявить себя не только социально одобряемо. 5. Проведите программу подготовки команды школьников, учтите командообразующие мероприятия и работу с навыками и умениями волонтеров, помните о том, что работая на развитие одного человек сейчас, вы вкладываете в будущее многих. 6. Проведя подготовку команды вы можете выбрать то количество человек, которое необходимо именно вам. И уже с ними провести инструктаж и необходимые командообразующие упражнения. 7. Работая с командой на мероприятиях, помните об индивидуальном подходе, контроле, поощрении, поддержке, человечности и индивидуальности и т.д. Разработайте систему поощрений и контроля школьников в процессе мероприятия, так, чтобы каждый чувствовал свою значимость. Обязательно закончите мероприятие рефлексией и неформальной благодарностью каждого участника. 5. Обратите внимание на постподдержку. Мероприятия, которые могут посетить только участники ваших команд, об этом мы поговорим подробнее чуть позже.
В этом видео вы узнали:

Об этическом кодексе
О вариантах работы волонтерского центра со школами
О методике организации коллективного творческого дела
Упражнениях и играх, которые можно найти в методических материалах
Домашнее задание:
1. Ответьте на наши вопросы:
Открытия, которые я сделал после просмотра этого ролика
Что показалось мне знакомым или я использую давно
Самая полезная информация этого ролика
Что я буду использовать и дальше на практике
2. Напишите свою программу подготовки волонтеров подростков к участию в мероприятии вашего центра
Урок №4
«Юридические аспекты работы с детьми. Создание волонтерского отряда»
Содержание урока:

ФГОС
Нормативные документы для создания волонтерского отряда
Наличие нормативных документов для создания волонтерского отряда, еще не значит его функционирования и стабильную работу. Что же нужно еще?
Технология создания школьного волонтерского отряда
Правовое регулирование школьного волонтерского отряда: устав, статус, основы участия несовершеннолетних, взаимодействие с партнерами
Участие школьников в тематических добровольческих акциях (ЗОЖ, сохранение памятников культуры, помощь животным и защита окружающей среды, помощь пожилым, интернет-добровольчество и др. ), механизмы вовлечения, правовые основы.
Личные данные детей
Перевозка детей
Питание и проживание детей
Как создать школьный волонтёрский отряд и поддерживающую среду для него

Школьный волонтёрский отряд
Как создать школьный волонтёрский отряд? Какие бывают волонтёрские отряды? Как провести агитационную кампанию и первый организационный сбор?
Как использовать возможности внешней среды для продвижения своих проектов и развития волонтёрского отряда.
Как использовать возможности внешней среды для продвижения своих проектов и развития волонтёрского отряда.
Как школьному волонтёрскому отряду получить дополнительное финансирование.
Как школьному волонтёрскому отряду получить дополнительное финансирование. Каковы источники финансирования деятельности волонтерского отряда? (средства образовательной организации; грантовая поддержка; средства спонсоров/партнеров; средства родителей; другие источники).
Как волонтёрский отряд взаимодействует с другими детскими объединениями образовательной организации?
Как волонтёрский отряд взаимодействует с другими детскими объединениями образовательной организации? В чем их совместная деятельность и польза?
Как выстроить партнёрские отношения с НКО?
Как выстроит партнёрские отношения с НКО? Модели взаимодействия и успешные примеры.
Как выстроить партнёрские отношения с волонтёрскими центрами ВУЗов?
Как выстроить партнёрские отношения с волонтёрскими центрами ВУЗов: Система наставничества.
Как выстроить партнёрские отношения со СМИ
Как выстроить партнёрские отношения со СМИ: информационное сопровождение деятельности волонтёрского отряда. Модели взаимодействия.
В этом уроке вы узнали:

Юридических аспектах работы с детьми
О правовом регулировании школьного волонтерского отряда
О том, как выстраивать партнерские отношения со СМИ, Вузами и НКО

Домашнее задание:
1. Ответьте на вопросы:
Открытия, которые я сделал после просмотра этого ролика?
Что показалось мне знакомым или я использую давно?
Самая полезная информация этого ролика?
Что я буду использовать и дальше на практике?

2. Подготовьте образцы нормативных документов для организации волонтерского отряда в школе для сотрудничества с пдагогами и администрацией школы.

Урок №5
«Обзор успешных добровольческих практик»
Что важно знать про успешную практику?

  1. Суть (что именно предлагает проект, как проходит, особенности и фишки)
  2. Затраченные ресурсы (насколько они соизмеримы с вашими возможностями)
  3. Актуальность для вашего региона (как самой технологии, так и присутствие похожих практик)
  4. Границы авторских прав и возможности использования технологии (возможно передача технологии является целью практики или вы сможете использовать технологию только вместе с организаторами)
  5. Результаты (что именно организаторы считают результатом проекта, как результаты выражены количественно и качественно)
  6. Конкретно, что делают волонтеры в проекте (задачи волонтеров и возможно ли их решить вашими силами)
  7. Трудности, с которыми столкнулись (подводные камни местного и федерального значения)
  8. Плюсы для волонтеров (что может дать практика для ваших волонтеров)


Примеры успешных практик:
Школа гражданской активности
Кейс-технология и проект «Ты решаешь»
Всероссийский конкурс «Хочу делать добро»
Инклюзивный лагерь «Дружный»
Всероссийская акция "Добрые уроки"
Проект «Команда 12»
Проект «Альфакидс»

Домашнее задание:
1. Ответьте на вопросы:
Открытия, которые я сделал после просмотра этого ролика?
Что показалось мне знакомым или я использую давно?
Самая полезная информация этого ролика?
Что я буду использовать и дальше на практике?

2. Организуйте встречу с педагогами или детьми, волонтерским отрядом школы и расскажите об успешных практиках как вашего центра, так и существующих в регионе и на федеральном уровне. Если вы уже практиковали такого рода встречи, сделайте это в необычном для вас формате.

3. Подготовьте несколько необычных идей социальных акций или проектов, которые вы сможете обсудить на этой встрече.

4. Проведите ее и договоритесь о партнерстве
Made on
Tilda